Страницы

« Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар». 8 класс

« Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар». 8 класс
Цель: обеспечить усвоение понятий «испарение», «конденсации», «насыщенный и ненасыщенный пар» с точки зрения  МКТ, научить применять знания для решения качественных  задач; формировать умение самостоятельной работы, развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения, обобщения изучаемого материала.
Задачи урока:
Образовательные :
- добиться усвоения учащимися понятия о явлении испарения и     конденсации;
- продолжить формирование умения учеников применять основные положения М.К.Т. в объяснении физических явлений.

 Развивающие:
- развивать мышление;
- развивать у обучающихся умения обобщать, сравнивать, анализировать и систематизировать знания из смежных наук, фиксировать информацию в форме конспекта,
- развивать у обучающихся потребность в творческой самореализации, самообразовании;

 Личностно-ориентированные (воспитательные, социализирующие):
- содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей: познаваемость мира и его закономерностей; причинно-следственные связи явлений.
- формирование умений работать в малой группе, оценивать себя и других.
– формирование личностной культуры ученика, профессиональных его      интересов (организованности, самостоятельности при выполнении заданий).

Тип урока: комбинированный.
Оборудование для учителя: одинаковые сосуды   с разными жидкостями, две пробирки с водой, весы, опорный конспект.
Оборудование для учащихся: сосуды со спиртом, маслом и водой, ватные палочки, кисточки, пипетка, свеча,  стеклянные пластины, веер, тетрадь.
Методы проведения урока: беседа с элементами, самостоятельной работой учащихся в группах; проблемный, объяснительно-иллюстративный

Используемые образовательные технологии  
Элементы:
1. технологии индивидуализации обучения
2. личностно-ориентированного развивающего обучения
3. группового, самостоятельного обучения.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Место урока:
Раздел I: Тепловые явления, тема "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар"
        
Основные этапы урока:
1.              Организационный момент.
2.              Проверка домашнего задания.
3.              Актуализация опорных знаний.
4.              Постановка цели и задач урока.
5.              Освоение нового материала.
6.              Закрепление нового материала (решение качественных задач).
7.              Домашнее задание.
8.              Подведение итогов. Рефлексия.
    
Ход урока.
Эпиграф к уроку
                                                                                         «Природа так обо всем                позаботилась, что повсюду ты находишь,
 чему учиться»
                                    Леонардо да Винчи
А как вы понимаете эти слова?

1.              Проверка домашнего задания.

Метод : Автобусная остановка. ( 4 задания)

Задача 1
Определить, какое количество теплоты необходимо сообщить куску свинца массой 2 кг для его нагревания на 10 °С.
Дано:
 Q = 2800 Дж.
Задача 2
Вычислите, сколько энергии выделится при полном сгорании древесного угля массой 15 кг; керосина массой 200 г.
Дано:
      Q=510 МДж
Задание 3
1.Что понимают под внутренней энергией?
2.              Какие способы изменения внутренней энергии вы знаете? Что такое количество теплоты, в каких единицах измеряется?
3.              В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество?
Задание 4

1.      Изменяются ли сами молекулы при переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое?
2.      Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящихся в любом агрегатном состоянии?
3.      Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества?

Опыт с шариком. Почему шарик с водой над огнем не лопается?

Актуализация опорных знаний.

Послушайте стихотворение:
(иллюстрация на слайде)
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.
Как весь процесс называют в природе? Верно, круговорот воды в природе.

Формулировка темы урока. Постановка цели и задач урока.

     Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы невозможен, а значит, и облик нашей планеты был бы иным. Начнем изучать эти явления с опыта.
Проблемный эксперимент:
На весах уравновешиваются холодная и горячая вода равной массы. 
Учитель: Останутся ли в равновесии  весы через некоторое время?
Ученик: равновесие весов нарушается, т.к. масса горячей воды через некоторое время становится все меньше массы холодной воды.
Учитель: А почему это происходит?
Ученик: Происходит испарение.

Учитель: Откройте тетради. Запишите число. Тему урока.
 Учитель: Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где?

Действительно, мокрое белье сохнет, лужи после дождя исчезают. Ваши примеры являются фактами, констатацией того, что мы наблюдаем в природе, быту.

Какова цель нашего урока?
Ученики: Изучить явления испарения и конденсация и уметь объяснять  эти явления в жизненных ситуациях.
Учитель: Нарисуйте в тетради сосуд, который наполненный жидкостью. Изобразим молекулы этой жидкости в виде шариков, которые расположены довольно плотно друг к другу. Это молекулярная модель жидкости. Изобразите стрелками направления движения некоторых молекул. Каким молекулам легче всего покинуть жидкость?
Если жидкость покидают самые быстрые молекулы, то внутри неё остаются какие молекулы? (более медленные)
Что происходит с кинетической энергией молекул, оставшихся в жидкости? (уменьшается)
Что будет происходить с внутренней энергией жидкости? (тоже уменьшаться)
При испарении энергия поглощается.

     Подтвердим наш вывод экспериментом:
Шарик термометра обмотать ваткой, смоченной спиртом. Для получения быстрого результата помахать веером. Что наблюдаем? Испарение сопровождается поглощением энергии.
Откройте учебник с.48, найдите определение и прочитайте. Запишите в тетрадь.
Испарение это парообразование ….

Повторим технику безопасности при выполнении экспериментальных заданий.
 Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.
Во время работы
1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны.
2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке.
4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.
5.  При работе со стеклянным оборудованием (колбы, стаканы, термометры и др.) соблюдайте осторожность, располагайте их на рабочем месте так, чтобы не разбить их и не уронить со стола.
6. Остерегайтесь ожогов горячей водой.
7.Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щёткой в совок.
8.При работе с жидкими веществами не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте.
9. Если вода попадёт на стол, тетрадь, книгу – сразу попросите тряпку и вытрите потёки.
10. Берегите оборудование и используйте его по назначению.
11.  При получении травмы обратитесь к учителю.
12. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.


Группа 1: Проверка зависимости скорости  испарения от наличия ветра.
  Приборы и материалы: баночка со спиртом, кисточка, 2 чистых листа бумаги, на которые наносятся мазки, веер
  Задание: Опустите кисточку в спирт и нанесите мазок на один лист бумаги, а второй, приблизительно такой же, - на другой лист бумаги. Первый отложите в сторону, а второй интенсивно обмахивайте веером, стараясь, чтобы ветер от него не попадал на первый лист. Пронаблюдайте, какой из двух материалов испарится быстрее, и сделайте вывод .
 Группа 2: Проверка зависимости скорости испарения от рода жидкости.
Приборы и материалы: лист  бумаги (с надписью, где какой мазок делать); подписанные кисточки; баночка со спиртом; баночка с водой; баночка с подсолнечным маслом.
 Задание: нанесите на  лист бумаги в указанные места с помощью кисточек мазки жидкости в следующем порядке: подсолнечное масло, вода, спирт. Каждый мазок нанесите отдельно кисточкой, чтобы не допустить смешивание жидкостей. Пронаблюдайте, какой мазок испариться быстрее всего, а какой – медленнее, и сделайте вывод.
Группа 3: Проверка зависимости скорости испарения от температуры.
Приборы и материалы: предметные стёкла, вода, свеча.
Задание: Нанесите на предметные стекла по мазку одной и той же жидкости. Осторожно прогрейте пламенем  свечи снизу одного из стекол. Какое пятно быстрее высохнет? Сделайте вывод.
  Группа 4:Проверка зависимости скорости испарения от площади поверхности.
Задание. Накапайте на два предметных стекла по одинаковому количеству капель одной и той же жидкости. Возьмите одно из стекол и, наклоняя его, заставьте жидкость растечься. Положите это предметное стекло рядом с первым. Оставьте их на время, в течение которого жидкость полностью высохнет. На каком предметном стекле испарение произойдет быстрее?
Заслушивание представителей групп с докладом о результатах исследований.
На доске и в тетради  записывается общий вывод:
Скорость испарения зависит от:    наличия ветра (движение воздуха);
                                                            температуры;
                                                            рода вещества
                                                             площади поверхности испарения.  

Испарение сопровождается поглощением энергии.
                              
Испарение происходит при любой температуре.
Применение здоровьесберегающих технологий при изучении темы «Испарение»:
Эти знания можно применить при оказании первой медицинской помощи, если мама на работе, а у братика или сестренки поднялась высокая температура, то вы должны сделать следующее:
вызвать врача;
до прихода врача уложить больного в постель и заставить его раздеться;
взять мягкую тряпочку, воду (капнуть в нее несколько капель уксуса или спирта);
тряпочку намочить в воде, немного отжать и обтереть больного, укрывать не надо, можно немного помахать над ним полотенцем, тогда испарение пойдет быстрее и температура тела понизится;
дождаться врача;

                                     жидкости
                                     твердого тела               (физминутка)
Создание проблемной ситуации:
Учитель: Пусть на столе находится сосуд с  водой.
Что происходит с жидкостью?   Изменяется ли масса жидкости?
Закроем сосуд крышкой. Будет ли теперь изменяться масса жидкости?  Почему масса жидкости при этом не изменяется? (слайд 15)
Ученики дают ответы. При необходимости учитель делает общий вывод о том, что одновременно с переходом молекул из жидкости в пар происходит и обратный процесс. Беспорядочно двигаясь над поверхностью жидкости, часть молекул, покинувших её, снова возвращается в жидкость. Довольно скоро число молекул, вылетающих из жидкости, станет равным числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость. Наступает так называемое динамическое равновесие между паром и жидкостью.
А пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром.  Пар превращается в жидкость.
Учитель просит учеников дать определение явления конденсации и что происходит с энергией при этом..
Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией. Конденсация сопровождается выделением энергии.
Каждой группе раздать вопросы:

1.      Почему для определения направления ветра жители степей окунают руку в воду и поднимают  вверх?
(Со стороны, где дует ветер, происходит более быстрое испарение влаги, и палец ощущает прохладу.)
2. Почему даже в жаркий день, выйдя из реки после купания, человек ощущает прохладу? (Происходит испарение с поверхности тела с понижением температуры).
3.Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный и сухой воздух? (Быстрое испарение пота на холодном воздухе может вызвать переохлаждение и простуду).
4.Зачем человек в жаркую погоду покрывает продукты влажной тканью, а      сливочное масло пытается сохранить в банке с водой? ( скорость испарения зависит от рода вещества, сначала испарится вода, а потом будет таять сливочное масло)
 5.Почему в зимнее время у человека усы, борода и даже волосы на голове во время пребывания на улице покрываются инеем? (Конденсируются водяные пары, выходящие изо рта находящиеся в воздухе).
6. Испаряются ли твёрдые  тела;
7.При любой ли температуре происходит испарение.

Учащиеся озвучивают свои оценки, обосновывая их. Остальные выражают свои мнения. От каждой группы выступает по одному представителю, который оценивает работу каждого члена команды.

Рефлексия. Итог урока.
Учащимся розданы карточки для оценки своей деятельности на уроке. ( Молекула на дне – учащийся не понял тему, на поверхности – частично понял, покинула жидкость – хорошо понял тему)
Домашнее задание:
 базовый уровень: §16-17, ответить на вопросы после параграфа , упр. 9
 повышенный уровень: §16-17, ответить на вопросы после                      параграфа  письменно, упр. 9
 1)
придумать «научно-художественный» рассказ о каком- либо событии из   своей жизни, в котором нужно использовать такие термины: парообразование, облака, роса, испарение, конденсация           







Конкурс классных уголков.


 Наша сборная 7 и 11 класса заняла 1 место. Поздравляю!!!

Праздник осени.

20 октября в нашей школе прошел праздник "День урожая" для старших классов. Наша сборная 7 и 11 классов заняла 1 место в конкурсе "Творческих постановок" с номером "Бурановские бабушки" и 2 место в конкурсе экологических зарисовок. Поздравляю ребят с успешным началом учебного года.




Вариант подготовки учащихся. тема Давление. Плотность. Закон Архимеда.

Тема : Давление. Закон Архимеда. Плотность вещества.

1.     Повторение материала темы.
- Понятие давления в твердых телах, жидкостях и газах.
Плотность. Сила Архимеда. Условия  плавания тел.
Формулы .
- закон Архимеда, закон Паскаля.
-Плотность вещества.
2. Закрепление материала.
Давление.

1. Одинаковы ли плотности воздуха во всех точках высотного здания?
А) Плотность больше в подвальных помещениях.  В) Плотность одинакова во всех точках.
С) Плотность больше на верхнем этаже.                  D) Плотность больше в центре здания.
Е) Плотность больше около внешних стен здания.
2. Вычислите давление, которое оказывает керосин на дно  бака, площадью 5 м2. Масса керосина в баке 500 кг.
А)100 Н.             В) 100 Па. С) 980 Н.   D) 980 Па. Е) 98 Па.
3. Как изменится давление газа с увеличением температуры, если его нагреть при постоянном объеме?
А) Увеличится.            В) Уменьшится.           С) Не изменится.
D) Сначала увеличится, затем начнет уменьшаться.         Е) Изменение зависит от состава газа.
4. Вычислите давление воды на глубине 1 м плотность воды  1000кг/м3.
А) 9800 Па.        В) 980 Па. С) 98 Па.   D) 490 Па.           Е)4900 Па. 
5. Почему нельзя рассчитывать  атмосферное давление тем же способом, что и давление столба жидкости?
А) Воздух легче  воды.В) У атмосферы нет четко выраженной границы.С) Плотность атмосферы изменяется с высотой.   D) У атмосферы нет четко выраженной границы и плотность атмосферы изменяется с высотойЕ) Давление атмосферы рассчитывается так же,  как  и для жидкости.
6. Площадь малого поршня гидравлического пресса 10 см2, на него действует сила 200 Н. Площадь большого поршня 200 см2. Вычислите  силу, действующую на большой поршень.
А) 1 кН.                 В) 400 Н.   С) 4 кН.               D) 40 Н.              Е) 100 Н.



ПЛОТНОСТЬ.
Вспоминаем о том, что есть таблица плотностей.
1. Три кубика — из мрамора, льда и латуни — имеют одинаковый объем. Какой из них имеет наибольшую массу, какой — наименьшую?
2. Какая масса керосина может быть влита в бидон ем­костью 0,02 м3?
3. Из какого металла изготовлена деталь, если ее масса 3,9 кг, а объем 500 см3?
4. Железный и алюминиевый стержень имеют одина­ковые сечения и массу? Какой из стержней длиннее?
5. а) Сколько штук строительного кирпича размером 250 х 120 х 65 мм допускается перевозить на авто­машине грузоподъемностью 4 т? б) Увеличивается ли плотность газов при охлаждении.
6) Одинаковую ли массу имеют ведро с питьевой во­дой и такое же ведро, заполненное морской водой?
7) Увеличивается или уменьшается плотность твер­дых тел при нагревании?
8. а) Медный шар имеет массу 840 г при объеме 120 см3. Сплошной этот шар или полый?
б) Какая из трех ложек одинаковой массы — сталь­ная, алюминиевая или серебряная — имеет большие размеры?
9. а) Какой путь может проехать без заправки горючего автомобиль, если на 100 км пути его двигатель рас­ходует 10 кг бензина, а вместимость топливного бака 60л?
10. Полый алюминиевый куб ребром 10 см имеет массу 1 кг. Какова толщина стенок куба?
11. Стакан, заполненный до краев водой, имеет массу 214,6 г. Когда в этот стакан с водой поместили не­большой камень массой 29,8 г и часть воды вылилась наружу, масса стакана с содержимым оказалась рав­ной 232 г. Определить плотность вещества камня.


12. а) Два сосуда имеют одинаковые объемы, но различ­ные площади дна. Что можно сказать: а) о массах воды в сосудах? б) о давлении на дно сосудов? в) о силах давления на дно сосудов?


13. а) Что вы можете сказать о величине давления и си­лах давления на дно сосуда во всех отсеках?



 СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ МАШИНЫ
1. Почему вода не будет переливаться из одного сосуда в другой?




2. Два сосуда, изображенные на рисунке, наполнены водой до одного уровня. Будет ли переливаться вода из одного сосуда в другой при открытом кране? По­чему?



3. В какой воде и почему легче плавать: морской или речной?
4. Первоклассник и десятиклассник нырнули в воду. Кого вода выталкивает сильнее? Почему?
5. Почему камень в воде легче поднимать, чем в воздухе?

6. Одинаковая ли архимедова сила действует на оба тела?



7. На какое из трех одинаковых тел действует большая архимедова сила?

ПЛАВАНИЕ ТЕЛ

1. В сосуд со ртутью опустили железную гайку. Утонет ли гайка?
2. В сосуд налиты три не смешивающиеся между собой жидкости: вода, керосин и ртуть. В каком порядке они расположены? Сделайте рисунок.
3. Тело массой 800 г при полном погружении вытесня­ет 500 г воды. Всплывет это тело или утонет, если его отпустить?
4. а) Сплошные шары — алюминиевый и железный — уравновешены на рычаге. Нарушится ли равновесие, если оба шара погрузить в воду? Рассмотрите слу­чай, когда шары имеют одинаковую массу. б) Баржа длиной 20 м, шириной 5 м опустилась в воду на 10 см, когда на борт погрузили трактор. Определите вес трактора.
5.Деревянный шарик плавает на поверхности воды, как показано на рисунке. Определите плотность ша­рика.



 АРХИМЕДОВА СИЛА. УСЛОВИЯ ПЛАВАНИЯ ТЕЛ.
1. В сосуде с водой плавает кусок льда. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лед растает?
2. В сосуде с водой плавает кусок льда с вмерзшим в него стальным шариком. Изменится ли уровень воды в сосуде, когда лед растает?
3. В сосуде с водой плавает кусок льда, в котором на­ходится пузырек воздуха. Изменится ли уровень во­ды в сосуде, когда лед растает?



 

4.Подвешенные к коромыслу весов одинаковые шары погрузили в жидкость сначала так, как показано на рисунке а, а затем так, как показано на рисунке б. В каком случае равновесие весов нарушится? Почему?
5.В сосуде плавают одинакового размера деревянный и пробковый бруски. Какой из них деревянный, а ка­кой пробковый?

Проверка знаний.




Домашнее задание: Расчетные задачи по теме.

Рекомендации учащимся при подготовке к экзамену .

Целью обучения является, конечно же, не сдача конкретного экзамена, а приобретение определенных знаний, умений и навыков. В то же время подготовка к экзамену позволяет систематизировать полученные знания, взглянуть на предмет как на нечто целостное, осознать его системный характер и внутреннюю логику.
Экзаменационная пора - этап трудный, но качественная подготовка позволяет пройти его с наименьшими потерями. Многие школьники и студенты терпят неудачу, начиная подготовку к экзамену в последние несколько дней перед ним.
Первый совет — начните подготовку к экзамену заранее, составьте план подготовки. Лучшее время для начала подготовки - начало учебного года. Особенностью экзамена по физике является то, что контрольно-измерительные материалы включают задания по материалу, изученному вами в 7 и 8 классах, поэтому вам придется повторить содержание курса физики предыдущих лет обучения. Повторение столь обширного содержания потребует обязательного составления плана подготовки. Следует отобрать необходимую литературу, а также составить жёсткий график повторения отдельных тем и целых разделов. Постепенно выработайте для себя алгоритм самой подготовки. Допустим, сначала вы знакомитесь с содержанием темы, а после этого выполняете задания на закрепление пройденного. Обязательно оставляйте время для обобщающего контроля всего пройденного материала!
Второй совет — готовьтесь систематически. Старайтесь не находить поводов для того, чтобы перенести время занятий или отменить их.Многие школьники терпят неудачу, начиная подготовку в последние несколько дней перед экзаменом. Невозможно за короткое время не просто заучить определения, но осмыслить их содержание и структуру, уяснить хотя бы основные внутренние и внешние связи понятий, формулы физических законов, тем более выработать соответствующие умения решать задачи.
Третий совет — пошагово изучайте материал, выполняйте различные задания по мере изучения соответствующих содержательных разделов предмета.На начальном этапе подготовки следует учиться выполнять задания, относящиеся к изучаемой теме, и лишь перед самым экзаменом можно обратиться к типовым вариантам экзамена.
Четвертый совет — внимательно изучите кодификатор проверяемых элементов содержания, спецификацию и демонстрационный вариант с системой оценивания экзаменационной работы.
Эти документы определяют структуру и содержание экзаменационной работы по предмету. Каждый год они обновляются, поэтому рекомендуем знакомиться с документами последнего года, которые публикуются на сайте www.fipi.ru
Кодификатор содержит перечень элементов содержания, проверяемых заданиями экзаменационной работы, согласно государственным требованиям к содержанию образования.В экзаменационной работе не может быть заданий, проверяющих темы, не предусмотренные государственными нормативными документами!
Спецификация описывает структуру и содержание экзаменационной работы; из этого документа вы узнаете о том, сколько и каких заданий включено в экзаменационную работуДемонстрационный вариант (демоверсия) позволяет непосредственно познакомиться с тем, как выглядит экзаменационная работа, оценить степень её трудности
Ознакомьтесь с кодификатором проверяемых элементов содержания, соотнесите его с учебниками физики для 7-9 классов и определите, определите, какие темы вами уже изучены, а какие нет. Советуем выполнять задания по мере прохождения или повторения соответствующих тем. Рекомендуем отмечать наиболее трудные для вас вопросы и задания, чтобы в период непосредственной подготовки к экзамену обратить на них более пристальное внимание.
Выполните задания демонстрационного варианта, сверьте свои ответы с системой оценивания, подсчитайте полученные баллы и определите, хватило ли вам отведённого для выполнения экзаменационной работы времени. Так вы в определенной мере сможете оценить свою готовность к сдаче экзамена по физике.

Пятый совет — обращайтесь за разъяснениями к учителям, если вы испытываете затруднения с выполнением некоторых заданий или встречаете незнакомые понятия и термины. При систематической подготовке у вас всегда есть такая возможность.Выполнять задание, не понимая его крайне неэффективно. Тот материал, который вам не удаётся найти в учебнике, поищите в школьном словаре, справочнике или энциклопедии.Фиксируйте использованный источник, чтобы в случае необходимости вернуться к нему.

Практические рекомендации родителям по подготовке к ОГЭ по физике

«Верьте в свой успех. Верьте в него твёрдо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха».Дейл Карнеги
Уважаемые родители!  Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?  
Существуют ложные способы, так типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей положительных сторон ребенка.
Поддерживать  ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную  способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».
Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
        Забыть о прошлых неудачах ребенка,
        Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
        Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
        Опираться на сильные стороны ребенка,
        Избегать подчеркивания промахов ребенка,
        Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,
        Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку,
        Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи,
        Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".     
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему. Что отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
        пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
        внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
        если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
        если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок.
 Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое).
 Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.





Классный час «Вредные привычки. Их влияние на здоровье»

«Вредные привычки. Их влияние на здоровье»

       Цель:  формирование у учащихся социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.
      Задачи:
- продолжить работу по формированию у учащихся представлений о полезных и вредных привычках;
- способствовать развитию умения анализировать свои привычки учащимся;
- развивать мышление, коммуникативные функции;
- воспитывать привычку стремления к сохранению и укреплению собственного здоровья.
- На доске эпиграф: «Бедность не от лени, а болезнь - от невоздержанности» (Пословица)
Вредные привычки – алкоголь, наркотик, никотин

Ход  мероприятия
       Организационный момент.
Здравствуйте.  ребята начинаем мы как всегда по традиции классный час с создания хорошего настроения посмотрите на меня и подарите мне свою улыбку. Теперь повернитесь к друг к другу, ну а сегодня к нам пришли гости давайте повернемся к ним поздороваемся и тоже одарим их своей улыбкой. Садитесь пожалуйста
 Ребята, у вас на партах лежат карточки.

Ы
У
О
Р
У
П
О
У
И
О
В
Ч
У
К
О
А

- Что записано на карточках? (На карточках записаны буквы).
- Ваша задача, вычеркнуть повторяющие буквы. Из оставшихся букв сложить и прочитать слово.
- Какое слово у вас получилось? (У нас получилось слово «привычка).
II. Введение в тему.
-  Как вы понимаете пословицу: «Бедность - от лени, а болезнь от невоздержанности»? (Если человек не привык к труду, он 6удет беден, а  если он не привык бороться со своими вредными привычками, он будет болеть.)
 - Что означает слово «привычка»?
 - Привычка – поведение, образ действия, склонность, ставшие для кого – нибудь в жизни обычными, постоянными.
 - То есть привычка – это, что мы делаем постоянно. Ведь не зря наши далекие предки подметили и выразили в слове о том, что,  привычка – втора натура.
 - Как вы понимаете смысл данной пословицы?
 - А у вас есть привычки?
Перечислите привычки, которые есть у вас, у ваших сверстников. –  Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое-то действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнет его выполнять не задумываясь.
- Внимательно рассмотрите данные рисунки.
 - Ребята, а как вы думаете на какие две группы можно разделить изображенные на рисунки действия детей? Можно ли данные действия назвать привычками? (На полезные и вредные привычки).
 - Что значит, по - вашему, полезные привычки?
 - Какие привычки мы относим к вредным?
      Сообщение темы.
 - Итак, кто из вас догадался, чему будет посвящен классный час сегодня?
- Сегодня на классном часу  мы с вами попытаемся разобраться в имеющихся  привычках и их влияние на наше здоровье. Поговорим о тех проблемах, которые мешают нам быть здоровыми. Назовём их вредными привычками. (Появляется запись на доске)
      Работа по теме.
 - Мы  уже с вами сказали о том, что привычки бывают полезными и вредными.
 - А как вы думаете, могут ли привычки оказать влияние на здоровье человека.
 - Многие привычки могут оказывать влияние на здоровье человека. Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными.
- Перечислите еще раз полезные привычки?
- Привычки наносящие вред здоровью, называются вредными.
Читает Алина
Вот и век уходит, всем нам оставляя
Боль, потери, слезы, смерть
В этот век наркотиков и водки
Выжить шанса, нет!
Дымом затянулось наше небо,
Спирт впитался в землю здесь,
Но мы же знаем, у нас на счастье -
Ещё надежда есть.
- Ребята, как вы думаете, о каких вредных привычках людей говорится в этих строках? (ответы)
- Правильно! Это КУРЕНИЕ, АЛКОГОЛЬ И НАРКОМАНИЯ, СПАЙС.
Сегодня я вам предлагаю поработать в группах
1группа  - курение
2 группа – алкоголь
3 группа – наркомания
4группа – спайс. Это вредная привычка сегодня мы поговорим о ней впервые

У вас на столах различная информация о вредных привычках вам нужно  прочитать информацию и представить классу рассказ о своей вредной привычке. Нарисовать плакат и сделать выводы . как можно и нужно избегать эту привычку

1 группа выступает
Курение – это зависимость от наркотика, имя которому никотин. По своей ядовитости никотин равен синильной кислоте – смертельному яду.
 Ученые подсчитали, что курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет. Все органы человеческого тела страдают от табака. В табаке содержится 1200 ядовитых веществ. Научно доказано, что курение вызывает 25 заболеваний. У курильщиков плохая память, плохое физическое здоровье, неустойчивая психика, они медленно думают, плохо слышат. Даже внешне курильщики отличаются от некурящих: у них быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы.
 От курения страдают некурящие. Половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, отравляя воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, которые становятся пассивными курильщиками
Никотин это яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание.
Смолыэто вещества, которые возникают при горении табака.
Угарный газодин из ядов, содержащихся в табачном дыме.
              Дым сигарет делает зубы и пальцы рук курильщика желтыми, затрудняет дыхание, вызывает аллергический кашель. Никотин, содержащийся в табачном дыме, затрудняет работу сердца, ускоряет пульс.

Какие болезни вызывает курение? (кашель, бронхит, гастрит, инфаркт, рак, туберкулёз)
От болезней, связанных с курением, погибает ежегодно очень много человек,  в основном в относительно молодом и трудоспособном возрасте. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь человека на 15 минут.
Вывод : табак – это яд и очень вреден для здоровья.
 Пагубные последствия курения:
1. Одежда и волосы курильщика плохо пахнут.
2. Курение – является более частой причиной пожаров.
3. На сигареты тратится очень много денег.
5. Из – за курения у подростков чаще всего возникают  ссоры со взрослыми: родителями, педагогами.

 - Молодцы!
- Давайте попытаемся просчитать, сколько денег тратит курильщик впустую.
 - Предположим, что пачка сигарет стоит 60 рублей. Курильщик курит по 1 пачке в день. Как вы думаете, сколько денег он истратит на сигареты за 1 год.
 - Итак, начинаем считать. Нам известно, что пачка сигарет стоит 60 рублей,  также известно, что в году 365 дней. Умножаем 60 рублей на 365 дней, получаем 21.900 рублей.
 - Ребята, как вы думаете, это большая сумма или маленькая?
- А что можно купить, имея данную сумму денег?
 - Какой вывод можем сделать?
- Верно, у курильщика, «в трубу улетают» огромные деньги, которые можно было бы использовать для других целей.

2 группа выступает
Еще одна вредная привычка – пьянство. Пьянство очень быстро перерастает в манию - алкоголизм. Алкоголь – самый распространенный наркотик, ежегодно убивающий сотни людей. Это тоже яд, он нарушает работу всех внутренних органов. Пьяный человек - зрелище отталкивающее.
 Но алкоголику безразлично мнение окружающих, он теряет человеческий облик и становится рабом своей вредной привычки.
 От алкоголизма страдают не только сами пьяницы, но и близкие им люди: матери, жены, дети. Огромное количество преступлений совершается на почве пьянства, разрушается много семей, ломаются судьбы.

Каждый третий умирающий в мире – жертва алкоголя. У 95 % алкоголиков нервные клетки гибнут и замещаются рубцами. Смертность населения в трудоспособном возрасте у нас в стране более чем в 2 раза выше, чем в других странах.
      Какие болезни вызывает алкоголь?                   
Язвенная болезнь желудка, инфаркт, цирроз печени, рак.
Алкоголь повышает риск развития многих заболеваний. Неумеренное пьянство может нанести непоправимый вред здоровью. По данным медицинской статистики, почти 1,8% населения России вовлечено в тяжёлое, болезненное пьянство.
Какие последствия имеет пьянство?                                                Последствия пьянства.
 - Случаи утопания в воде;
 - аварии на автомобильных и железных дорогах;
 - драки со смертельным исходом;
 - отравления спиртными суррогатами и смерть на больничной койке;
 - травматизм на производстве;
 - рост преступности;
 - распад семьи.
3 группа выступает
Наркотики - отрава еще более серьезная, она рассчитана на простаков, которые, привыкнув к ним, не смогут без них жить и станут платить большие деньги, чтобы поскорее умереть.
 Наркотики нюхают, курят, вкалывают, принимают в виде таблеток. Они моментально попадают в кровь. Наркомания действует своими ядами сильно и быстро – буквально с первого раза человек может стать наркоманом! У человека появляются галлюцинации, кошмары. Наркоман ради наркотиков готов пойти на любое преступление. У наркоманов три пути: тюрьма, психбольница, смерть.

       Наркоманы – плохие работники, их трудоспособность низкая, они приносят семье большой материальный ущерб, являются причиной несчастных случаев. Наркотики убивают ум, здоровье, силы человека.
Опасности, связанные с употреблением наркотиков.
 - Передозировка ведет к потере сознания и даже смерти;
-  привыкание, физическая и психическая зависимость;
-  провалы памяти;
-  повышенные эмоции и неадекватное поведение;
 - мгновенная смерть;
 - бессонница, потеря аппетита;
 - сухость во рту, расстройство желудка, агрессивность;
 - дрожание конечностей, непроизвольное движение глаз;
 - учащенный пульс и сердцебиение и многое – многое другое.
4 группа выступает
В настоящее время в 21веке появилась новая зараза – спайс.
Spice с английского языка переводится как "специя".
По сути, спайс – представляет из себя курительную смесь, состоящую из засушенных растений обладающих дурманящим эффектом, изначально разрешенных к распространению.
Широкое распространение эти вещества получили в начале 2000 годов, в Соединенных Штатах Америки и в странах Европы. Курительные смеси начали продавать посредством интернет магазинов в качестве положительной замены наркотическим средствам. Пропаганда «спайса», как вещества, гласила, что курительные смеси это не более чем ароматическое средство, под действием которого человек испытывает общее расслабление, успокоение нервного перевозбуждения.
Наиболее серьезные последствия его употребления:
он вызывает нарушения со стороны сердца и сосудов, со временем развивается сердечная недостаточность;
нарушение функции печени;
разрушение клеток головного мозга, нарушение мышления и других функций центральной нервной системы.
Последствие курения Спайса в виде физической зависимости дает возможность рассматривать эту курительную смесь в качестве наркотика. Избавление от такого пристрастия может стать очень долгой и сложной задачей. У подростков зависимость формируется с большей вероятностью и быстрее, чем у взрослых.

Молодцы!  Мы выяснили, что вредные привычки вредят здоровью человека. И все же очень многие люди курят и употребляют спиртные напитки, наркотики и спайсы. Почему же они это делают? Когда-то они попробовали в первый раз закурить, выпить спиртное попробовать наркотики или спайс, а за первым – второй, третий и так у них сформировалась привычка. Отсюда следует, если в первый раз не откажешься, потом это сделать труднее, почти не возможно. Если вам предлагают спиртное или сигарету или наркотик , то ваш ответ должен быть «Нет»
Заключительная часть
Хорошо, что рядом с нами есть и другие  хорошие привычки. Нужно трудиться, работать над собой, заставлять себя постоянно тренироваться. Зато в награду вы получите крепкое здоровье, хорошее настроение, успешную работу, уважение к людям.
А сейчас давайте посмотрим на это волшебное слово «ЗДОРОВЬЕ». Придумайте слова, связанные со здоровьем на каждую букву этого слова. (З - зарядка, Д - диета, О - отдых, Р - режим дня, В - витамины, Е - еда)
 Помните!
Смелый не тот, кто научился курить, пить, принимать наркотики, а тот, кто сумел от этого отказаться и помог это сделать другим.

Итог.
 - Подошел  к концу наш классный час. Давайте подведем итог.
 - Итак, о чем говорили сегодня?
 - Какие привычки называют полезными?
 - Какие вредными?
 - К чему приводят вредные привычки?
 - Может ли человек сам избавиться от вредной привычки?
 - Какие основные выводы можем сделать?

А в завершении нашего классного часа мы соберем с вами «Дерево здоровья».
У меня на столе лежат разноцветные листочки, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (Заниматься спортом, есть много сладкого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, курить, умываться, чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, читать книги, помогать маме)
Каждый из вас выбирает на моем столе понравившийся листочек и, прочитав, решает, прикреплять ли его к «Дереву здоровья» или же выбросить в корзину.
Можно предложить детям прокомментировать свои действия.
Молодцы! Вы все сделали правильный выбор, поэтому у нас получилось такое яркое, крепкое, здоровое дерево. Пусть оно остается у вас в классе и радует вас каждый день!
       Вредные привычки, которые прилипают, притягивают, пристают к нам, становятся впоследствии причиной многих недоразумений, недугов, неприятностей. Полюбите себя: свой Мозг, свою Печень, свое Сердце - они живые, они страдают, болеют, задыхаются!!! Давайте не будем рабами вредных привычек! Мой  совет: "Никогда не курить! Никогда не пить! Никогда не употреблять наркотики!" На этом наш классный час закончен. Спасибо вам за работу , можете быть свободны!!!!!!!!