Страницы

Три кита в музыке. 1 класс

Три кита в музыке (марш, танец, песня).

Цель: познакомить учащихся с тремя китами музыки, повторить изученную песню, расширить кругозор, развивать внимание, память, речь, воспитывать любовь к искусству (к музыке и живописи).
Оборудование: ноутбук, диски,  скрипичный ключ.
Ход урока
1. Организационный момент. (Створки доски закрыты, цепочка)
2. Сообщение темы урока.
У. Я приглашаю вас в путешествие в необычную страну. (На доске висит записка) Ой! Здесь написано: «Просьба не звонить и не стучать!»
 Может это особенный мир, куда не должны доноситься ни звука? Нет! Полной тишины в том мире куда мы попадем, никогда не бывает, там живут звуки, но не простые, а музыкальные, и если вы с ними подружитесь, они сделают вашу жизнь намного интереснее! Они научат вас петь, танцевать и принесут много радости.
Но иногда в этом мире нельзя ни петь, ни танцевать, а только слушать музыку.
Ой, как же открыть, если стучать и звонить нельзя? А очень просто - ключом. А может, кто-то знает, как он называется? (Ответы детей) Да! Этот ключ называется скрипичным.
(Звучит музыка, Моцарт «Маленькая Ночная Серенада»1 часть)
( учитель обращает внимание детей на звучание скрипки)
У. Мы должны на уроке узнать, на каких трех китах держится музыка.
3. Работа по теме урока.
У. Утро. Прозвенел будильник, но вставать ой как не хочется. Но вдруг в голове включается музыка, бодрая и веселая. Ты встаешь и делаешь зарядку! А потом ты маршируешь в школу, т. е. идешь в школу.
Под какую музыку это тебе было приятнее, веселее, легче делать? (Ответы детей). Да! Это марш.
Марш - жанр музыки, он по-французски означает «ходить, маршировать».
Это 1 кит, на котором держится музыка.   ( Картинка «Кит  Марш»)
(Прослушивание «Марш Ракоци»)
4. Физ.минутка, Дети маршируют под музыку.
У. Весело шагая мы пришли в школу.  Но вот уроки закончились и ты спешишь домой.
У. Что вы делаете после уроков?
Д. Идем на каток!
У. Под какую музыку удобнее кататься, кружиться на коньках?
Д. Под вальс.
У. Слово «Вальс» произошло от немецкого «вальцен»  (кружить, катать) очень давно, чуть ли не двести лет назад. 
В столице Австрии Вене начали танцевать новый бальный танец, сначала он не понравился баронам и их жёнам, но вскоре вальс танцевали и на площадях, и во дворцах. Композиторы начали сочинять вальсы - их нужно было много- красивых, легких, мелодичных.
Королем вальсов является австрийский композитор Иоганн Штраус.
(Прослушивание вальса «Сказки Венского леса»,
подготовленные дети исполняют танец-вальс.)
У. А еще под какую музыку легко танцевать?
Д. Под польку.
У. Да, она более быстрая. Послушаем «Неаполитанскую песенку» - польку, её написал русский композитор П. И. Чайковский.
( Прослушивание пр-я «Неаполитанская песенка»)
И вальс, и полька объединяются словом  «Танец»,  это 2 кит на котором держится музыка. ( Картинка «Кит Танец»)
Сейчас мы исполним русскую песню (Дети исполняют песню).
У. Сейчас мы послушаем песню «Жил - был у бабушки серенький козлик»   У. Вы исполнили 1 песню и 1 прослушали.
И 3 кит на котором держится музыка называется - песня.  ( Картинка Кит Песня»)
У. Звуки - это то, что мы слышим, музыка - это тоже звуки, и я предлагаю вам  самим сочинить музыку, задание такое: хлопни в ладоши, постучи, прибавь шелест страниц книги и из этих звуков сочини музыку. Д. (Не получается.)
У. А почему? Какие звуки нужны, чтобы получилась музыка? (Музыкальные.) А как поймать музыкальный звук? Речевые звуки поймали - их записали буквами. Музыкальные звуки мы записываем нотами и живут ноты на 5 лесенках.
Вам урок понравился? Что нового вы узнали? Чему научились?

Сочини марш лягушат.