Страницы

« Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар». 8 класс

« Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар». 8 класс
Цель: обеспечить усвоение понятий «испарение», «конденсации», «насыщенный и ненасыщенный пар» с точки зрения  МКТ, научить применять знания для решения качественных  задач; формировать умение самостоятельной работы, развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения, обобщения изучаемого материала.
Задачи урока:
Образовательные :
- добиться усвоения учащимися понятия о явлении испарения и     конденсации;
- продолжить формирование умения учеников применять основные положения М.К.Т. в объяснении физических явлений.

 Развивающие:
- развивать мышление;
- развивать у обучающихся умения обобщать, сравнивать, анализировать и систематизировать знания из смежных наук, фиксировать информацию в форме конспекта,
- развивать у обучающихся потребность в творческой самореализации, самообразовании;

 Личностно-ориентированные (воспитательные, социализирующие):
- содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей: познаваемость мира и его закономерностей; причинно-следственные связи явлений.
- формирование умений работать в малой группе, оценивать себя и других.
– формирование личностной культуры ученика, профессиональных его      интересов (организованности, самостоятельности при выполнении заданий).

Тип урока: комбинированный.
Оборудование для учителя: одинаковые сосуды   с разными жидкостями, две пробирки с водой, весы, опорный конспект.
Оборудование для учащихся: сосуды со спиртом, маслом и водой, ватные палочки, кисточки, пипетка, свеча,  стеклянные пластины, веер, тетрадь.
Методы проведения урока: беседа с элементами, самостоятельной работой учащихся в группах; проблемный, объяснительно-иллюстративный

Используемые образовательные технологии  
Элементы:
1. технологии индивидуализации обучения
2. личностно-ориентированного развивающего обучения
3. группового, самостоятельного обучения.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Место урока:
Раздел I: Тепловые явления, тема "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар"
        
Основные этапы урока:
1.              Организационный момент.
2.              Проверка домашнего задания.
3.              Актуализация опорных знаний.
4.              Постановка цели и задач урока.
5.              Освоение нового материала.
6.              Закрепление нового материала (решение качественных задач).
7.              Домашнее задание.
8.              Подведение итогов. Рефлексия.
    
Ход урока.
Эпиграф к уроку
                                                                                         «Природа так обо всем                позаботилась, что повсюду ты находишь,
 чему учиться»
                                    Леонардо да Винчи
А как вы понимаете эти слова?

1.              Проверка домашнего задания.

Метод : Автобусная остановка. ( 4 задания)

Задача 1
Определить, какое количество теплоты необходимо сообщить куску свинца массой 2 кг для его нагревания на 10 °С.
Дано:
 Q = 2800 Дж.
Задача 2
Вычислите, сколько энергии выделится при полном сгорании древесного угля массой 15 кг; керосина массой 200 г.
Дано:
      Q=510 МДж
Задание 3
1.Что понимают под внутренней энергией?
2.              Какие способы изменения внутренней энергии вы знаете? Что такое количество теплоты, в каких единицах измеряется?
3.              В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество?
Задание 4

1.      Изменяются ли сами молекулы при переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое?
2.      Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящихся в любом агрегатном состоянии?
3.      Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества?

Опыт с шариком. Почему шарик с водой над огнем не лопается?

Актуализация опорных знаний.

Послушайте стихотворение:
(иллюстрация на слайде)
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.
Как весь процесс называют в природе? Верно, круговорот воды в природе.

Формулировка темы урока. Постановка цели и задач урока.

     Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы невозможен, а значит, и облик нашей планеты был бы иным. Начнем изучать эти явления с опыта.
Проблемный эксперимент:
На весах уравновешиваются холодная и горячая вода равной массы. 
Учитель: Останутся ли в равновесии  весы через некоторое время?
Ученик: равновесие весов нарушается, т.к. масса горячей воды через некоторое время становится все меньше массы холодной воды.
Учитель: А почему это происходит?
Ученик: Происходит испарение.

Учитель: Откройте тетради. Запишите число. Тему урока.
 Учитель: Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где?

Действительно, мокрое белье сохнет, лужи после дождя исчезают. Ваши примеры являются фактами, констатацией того, что мы наблюдаем в природе, быту.

Какова цель нашего урока?
Ученики: Изучить явления испарения и конденсация и уметь объяснять  эти явления в жизненных ситуациях.
Учитель: Нарисуйте в тетради сосуд, который наполненный жидкостью. Изобразим молекулы этой жидкости в виде шариков, которые расположены довольно плотно друг к другу. Это молекулярная модель жидкости. Изобразите стрелками направления движения некоторых молекул. Каким молекулам легче всего покинуть жидкость?
Если жидкость покидают самые быстрые молекулы, то внутри неё остаются какие молекулы? (более медленные)
Что происходит с кинетической энергией молекул, оставшихся в жидкости? (уменьшается)
Что будет происходить с внутренней энергией жидкости? (тоже уменьшаться)
При испарении энергия поглощается.

     Подтвердим наш вывод экспериментом:
Шарик термометра обмотать ваткой, смоченной спиртом. Для получения быстрого результата помахать веером. Что наблюдаем? Испарение сопровождается поглощением энергии.
Откройте учебник с.48, найдите определение и прочитайте. Запишите в тетрадь.
Испарение это парообразование ….

Повторим технику безопасности при выполнении экспериментальных заданий.
 Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.
Во время работы
1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны.
2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке.
4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.
5.  При работе со стеклянным оборудованием (колбы, стаканы, термометры и др.) соблюдайте осторожность, располагайте их на рабочем месте так, чтобы не разбить их и не уронить со стола.
6. Остерегайтесь ожогов горячей водой.
7.Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щёткой в совок.
8.При работе с жидкими веществами не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте.
9. Если вода попадёт на стол, тетрадь, книгу – сразу попросите тряпку и вытрите потёки.
10. Берегите оборудование и используйте его по назначению.
11.  При получении травмы обратитесь к учителю.
12. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.


Группа 1: Проверка зависимости скорости  испарения от наличия ветра.
  Приборы и материалы: баночка со спиртом, кисточка, 2 чистых листа бумаги, на которые наносятся мазки, веер
  Задание: Опустите кисточку в спирт и нанесите мазок на один лист бумаги, а второй, приблизительно такой же, - на другой лист бумаги. Первый отложите в сторону, а второй интенсивно обмахивайте веером, стараясь, чтобы ветер от него не попадал на первый лист. Пронаблюдайте, какой из двух материалов испарится быстрее, и сделайте вывод .
 Группа 2: Проверка зависимости скорости испарения от рода жидкости.
Приборы и материалы: лист  бумаги (с надписью, где какой мазок делать); подписанные кисточки; баночка со спиртом; баночка с водой; баночка с подсолнечным маслом.
 Задание: нанесите на  лист бумаги в указанные места с помощью кисточек мазки жидкости в следующем порядке: подсолнечное масло, вода, спирт. Каждый мазок нанесите отдельно кисточкой, чтобы не допустить смешивание жидкостей. Пронаблюдайте, какой мазок испариться быстрее всего, а какой – медленнее, и сделайте вывод.
Группа 3: Проверка зависимости скорости испарения от температуры.
Приборы и материалы: предметные стёкла, вода, свеча.
Задание: Нанесите на предметные стекла по мазку одной и той же жидкости. Осторожно прогрейте пламенем  свечи снизу одного из стекол. Какое пятно быстрее высохнет? Сделайте вывод.
  Группа 4:Проверка зависимости скорости испарения от площади поверхности.
Задание. Накапайте на два предметных стекла по одинаковому количеству капель одной и той же жидкости. Возьмите одно из стекол и, наклоняя его, заставьте жидкость растечься. Положите это предметное стекло рядом с первым. Оставьте их на время, в течение которого жидкость полностью высохнет. На каком предметном стекле испарение произойдет быстрее?
Заслушивание представителей групп с докладом о результатах исследований.
На доске и в тетради  записывается общий вывод:
Скорость испарения зависит от:    наличия ветра (движение воздуха);
                                                            температуры;
                                                            рода вещества
                                                             площади поверхности испарения.  

Испарение сопровождается поглощением энергии.
                              
Испарение происходит при любой температуре.
Применение здоровьесберегающих технологий при изучении темы «Испарение»:
Эти знания можно применить при оказании первой медицинской помощи, если мама на работе, а у братика или сестренки поднялась высокая температура, то вы должны сделать следующее:
вызвать врача;
до прихода врача уложить больного в постель и заставить его раздеться;
взять мягкую тряпочку, воду (капнуть в нее несколько капель уксуса или спирта);
тряпочку намочить в воде, немного отжать и обтереть больного, укрывать не надо, можно немного помахать над ним полотенцем, тогда испарение пойдет быстрее и температура тела понизится;
дождаться врача;

                                     жидкости
                                     твердого тела               (физминутка)
Создание проблемной ситуации:
Учитель: Пусть на столе находится сосуд с  водой.
Что происходит с жидкостью?   Изменяется ли масса жидкости?
Закроем сосуд крышкой. Будет ли теперь изменяться масса жидкости?  Почему масса жидкости при этом не изменяется? (слайд 15)
Ученики дают ответы. При необходимости учитель делает общий вывод о том, что одновременно с переходом молекул из жидкости в пар происходит и обратный процесс. Беспорядочно двигаясь над поверхностью жидкости, часть молекул, покинувших её, снова возвращается в жидкость. Довольно скоро число молекул, вылетающих из жидкости, станет равным числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость. Наступает так называемое динамическое равновесие между паром и жидкостью.
А пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром.  Пар превращается в жидкость.
Учитель просит учеников дать определение явления конденсации и что происходит с энергией при этом..
Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией. Конденсация сопровождается выделением энергии.
Каждой группе раздать вопросы:

1.      Почему для определения направления ветра жители степей окунают руку в воду и поднимают  вверх?
(Со стороны, где дует ветер, происходит более быстрое испарение влаги, и палец ощущает прохладу.)
2. Почему даже в жаркий день, выйдя из реки после купания, человек ощущает прохладу? (Происходит испарение с поверхности тела с понижением температуры).
3.Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный и сухой воздух? (Быстрое испарение пота на холодном воздухе может вызвать переохлаждение и простуду).
4.Зачем человек в жаркую погоду покрывает продукты влажной тканью, а      сливочное масло пытается сохранить в банке с водой? ( скорость испарения зависит от рода вещества, сначала испарится вода, а потом будет таять сливочное масло)
 5.Почему в зимнее время у человека усы, борода и даже волосы на голове во время пребывания на улице покрываются инеем? (Конденсируются водяные пары, выходящие изо рта находящиеся в воздухе).
6. Испаряются ли твёрдые  тела;
7.При любой ли температуре происходит испарение.

Учащиеся озвучивают свои оценки, обосновывая их. Остальные выражают свои мнения. От каждой группы выступает по одному представителю, который оценивает работу каждого члена команды.

Рефлексия. Итог урока.
Учащимся розданы карточки для оценки своей деятельности на уроке. ( Молекула на дне – учащийся не понял тему, на поверхности – частично понял, покинула жидкость – хорошо понял тему)
Домашнее задание:
 базовый уровень: §16-17, ответить на вопросы после параграфа , упр. 9
 повышенный уровень: §16-17, ответить на вопросы после                      параграфа  письменно, упр. 9
 1)
придумать «научно-художественный» рассказ о каком- либо событии из   своей жизни, в котором нужно использовать такие термины: парообразование, облака, роса, испарение, конденсация