Страницы

Способы уменьшения и увеличения давления.7 класс

Цели урока:
обучающая:  добиться знания учащимися способов уменьшения и увеличения давления, применением этих способов в природе и технике;
опытным путём установить зависимость между давлением и площадью опоры;
развивающая: развивать способности систематизировать и обобщать знания при объяснении нового теоретического материала;
развитие логического мышления;
развитие устной речи учащихся.
воспитывающая: выработать устойчивое внимание  при объяснении нового теоретического материала;
воспитание культуры общения друг с другом при работе в группах;
 достичь высокой активности учащихся на уроке;
 продолжить работу по привитию аккуратности, бережного отношения к оборудованию физического кабинета;
продолжить формирование познавательного интереса к физике;
Дидактический тип урока:  изучения нового материала.
План урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3.Проверка домашнего задания.
4.Изучение нового материала.
5.Закрепление материала.
6.Подведение итогов.
7.Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент – 3 мин.
Обратимся к словам Р.Декарта:
 «…Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Эти слова станут девизом нашего урока.
2.Актуализация знаний –  1 мин.
Вышел слон на лесную дорожку
Наступил муравью он на ножку
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою»
Одинаковый ли результат получится в итоге?
Определим чемпионов? Любопытно, почему мальчик массой 45 кг производит давление всего в 5 раз большее, чем 3-х тонный гусеничный трактор? А почти невесомая оса оказалась рекордсменкой? Попробуйте отыскать здесь математическую закономерность. Увы вас, вероятнее всего, ждёт разочарование. Такой закономерности нет!
В этом и состоит наша задача на сегодняшнем уроке – выяснить способы уменьшения и увеличения давления. Запишите тему урока.
«Способы уменьшения и увеличения давления».
Постановка проблемного вопроса.
Итак, о давлении мы уже знаем многое, но: «Зачем человеку вообще нужно вычислять давление твёрдых тел, и какое значение имеет давление в нашей повседневной жизни? Можно давление изменять, если да, то как?».  Я предлагаю вам на сегодняшнем уроке ответить всего на 2вопроса:
1)    Как можно изменить давление твёрдого тела?
2)    Примеры уменьшения и увеличения давления в жизни
а) человека.
б) животных.

3.Проверка домашнего задания -5мин.
Прежде чем начать поиск ответов на наши вопросы вспомним, что уже нам известно о давлении твёрдых тел.
1.     Что такое давление?
2.     Как определить давление? (Формула записывается на доске)
3.     В каких единицах измеряется давление?
4.     От чего зависит давление?
5.     Записать формулу для вычисления площади опоры. (Формула записывается на доске)
6.     Записать формулу для вычисления силы, действующей перпендикулярно поверхности. (Формула записывается на доске)
7.     Как вычислить давление, если известна площадь опоры и масса тела? (Формула записывается на доске)
4.Изучение нового теоретического материала- 15 мин.
Учитель.  Запишем на доске формулу для определения давления.
Проанализируем формулу. Давление прямо пропорционально действующей силе, т.е. с увеличением силы давление увеличивается, а с уменьшением силы - уменьшается.
Давление обратно пропорционально площади опоры, т.е. с увеличением площади опоры, давление уменьшается, а с уменьшением площади опоры – увеличивается.
Вывод: давление можно изменять - уменьшать или увеличивать.
На основании анализа формулы укажите способы изменения давления.
Ученики.    1.Изменить силу
2.Изменить площадь опоры.
Учитель. Запишем в тетрадях 2 способа изменения давления:
1.Изменить силу.
2.Изменить площадь опоры.
Проверим наши гипотезы.
Вычислите давления бруска на опору.  Все бруски приблизительно одинаковые. От вас требуется вычислить давление, производимое бруском в каждом из трёх положений, указанных в таблице. (На каждой парте лежит деревянный брусок, линейка и динамометр).  Результаты записываются на доску, делается вывод о зависимости давления от площади опоры.


Сила, Н
Площадь, м2
Давление, Па
Меньшая грань
0,5

0,0012
~ 417
Средняя грань
0,003
~ 167
Большая грань
0,004
~ 125


Одинаковые ли у вас значения площади, давления?(нет)
А почему получились такие результаты? (разные грани брусков, значит, разная площадь опоры)
Почему брусок в этих опытах производит разное давление? (площадь опоры мнялась)
Затем предлагается вычислить давление 10-и одинаковых брусков, уложенных в стопку на грань с наибольшей площадью поверхности. Делается вывод о зависимости давления от силы давления.

Сила, Н
Площадь,м2
Давление, Па
Средняя грань,
один брусок
 0,5
 0,003
 ~ 167
Средняя грань, 10 брусков
5
 ~ 1670
1.     Зачем человеку нужно менять давление твёрдых тел? Привести примеры. (В разных обстоятельствах необходимы разные давления)
1)    Итак. Как можно изменить давление твёрдого тела? (Изменить площадь опоры или силы давления) Ответ на первый вопрос у нас уже есть.
Где и как человек осознанно изменяет давление твёрдых тел? Физкультминутка
Встаньте прямо.  Сделайте вдох, выдох. Поднимитесь на носочки, опуститесь. Ещё раз поднимитесь на носочки, опуститесь.  Станьте на правую ногу, подняв левую. Опустите левую ногу. Станьте на левую ногу, подняв правую. Садимся на свои места.
Учитель. Как вы думаете, имеет ли отношение к нашей теме проведённая физкультминутка? Если да, то объясните.
Ученики объясняют, что когда становились  на носочки и стояли на одной ноге, давление на опору увеличивалось.
Как ещё человек использует различные давления?
Учащимся предлагается подбор предметов из повседневной жизни: ножницы, иголки, кнопки, напёрстки, пассатижи, клещи, лопата, точилка, нож, сумки с разной шириной лямок. (Каждый предмет комментируется и классифицируется)
Здоровьесберегающие технологии
Откройте учебники на странице 82, найдите упражнение 13. Прочитайте и ответьте на вопросы.
2.     Учащимся предлагается подбор слайдов с фотографиями  животных и насекомых (Каждый снимок комментируется и классифицируется)
Где в животном мире мы можем встретить различные давления твёрдых тел? (Дети выдвигают теории применения различных давлений, учитель  систематизирует гипотезы, предлагая провести классификацию на «Уменьшение давления» и «Увеличение давления». Обсуждение данного вопроса заканчивается подборкой слайдов с фотографиями когтей, ласт, копыт, лап, зубов.
5.Закрепление
материала-20 мин.
Итак. Какие примеры уменьшения и увеличения давления в жизни
а) человека;
б) животных;
 мы сегодня нашли? (Учащиеся заполняют свои экземпляры таблицы, затем результаты обсуждаются).


Примеры уменьшения и увеличения давления 
Уменьшение
Увеличение
В жизни животных
В жизни человека









Как вы понимаете слова?
«Идя гулять зимою в лес,
Ты увеличь опору S»
Если затрудняетесь ответить на вопрос, обратитесь к рис.85 учебника.
Ученики.  Что бы уменьшить давление на снег, необходимо надеть лыжи, т.к. площадь лыж гораздо больше площади подошв обуви человека. Поэтому, стоя на лыжах, человек действует на каждый сантиметр площади поверхности снега с меньшей силой и может идти, почти не проваливаясь в снег.


Учитель.
         Тебе по болоту ходить довелось?
Легко тебе было? Вот то-то!
                Тогда почему же огромнейший лось
  Так просто бежит по болоту?
Ученики. Копыта лося раздвоены. Между ними имеется перепонка. Поэтому площадь опоры ноги  лося велика, а давление сравнительно мало.
Учитель. Мы рассмотрели случаи уменьшения давления. Иногда давление необходимо увеличить.
Как вы понимаете слова?
« Проникнуть в тело – цель твоя:
Своди опору до нуля»
Ответ. Чтобы увеличить давление, необходимо площадь опоры сделать как можно меньше.
Учитель. Верно. Лезвие режущих инструментов и остриё колющих инструментов остро оттачивают.
6.Подведение итогов работы-3мин.
Итак. Что мы знали о давлении твёрдых тел на начало урока?
Что нового мы узнали на уроке?
Какое у вас сложилось мнение о давлении? Нужно нам большое давление или маленькое?
 Как можно изменять давление?
Учитель. Наш урок подходи  к концу. Сядьте прямо, закройте глаза. Подумайте о материале, который вы изучили на уроке. Если кто-то не понял материал, откройте глаза и посмотрите на меня.

7. Домашнее задание.-1мин.
Учитель. Откройте дневники и запишите домашнее задание: П.34. Упр. 13.