Страницы

Родительское собрание "Подростковый возраст и его психологические особенности"

Цель: оказание родителям помощи в преодолении затруднений в общении с детьми-подростками, сплочение семьи.
Задачи:
·         Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;
·         Найти для родителей пути преодоления подросткового кризиса;
·         Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.
Цитаты для обсуждения:
1.     «Структура личности подростка…. В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней – переход, все течет». Джон Дьюи
2.     «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». А.Макаренко

План проведения
1.     Вступительное слово учителя
2.     Выступление социального педагога школы
3.     Презентация " Подростковый возраст и его психологические особенности "
4.     Рекомендации учителя

Ход родительского собрания
1.     Вступительное слово учителя
Именно подростковый период детей приносит больше всего забот и проблем взрослым. Это сложный период психологического взросления и полового созревания ребенка. Это тот самый период, что породил понятия «конфликт поколений» и «проблема отцов и детей». Является ли данный возраст настолько сложным, насколько его представляют?

Тринадцать и четырнадцать лет – самые трудные двадцать четыре месяца в жизни. Именно в это время сомнения в себе и ощущение неполноценности достигают пика при максимальном давлении социальной среды. Что происходит в период подросткового кризиса? Прежде всего, стремительный рывок к взрослению. Если раньше ребенок просто становился старше, то теперь он повзрослел и духовно, и физически.
     Трудности подросткового возраста неизбежны. Но далеко не для всех он становится тяжелым и травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него «группа поддержки» – друзья, семья, учителя.
        Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же взрослыми, с мотивировкой «ты ещё слишком мал», «нос не дорос». Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме.
          Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений. В психологической литературе этот этап называют этапом «второй перерезки пуповины». Ребёнок отделяется от родителей и уходит в свой мир — мир сверстников
          Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребёнок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.
         Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них
           Учебная деятельность и школа перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.
В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.
Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

2.     Выступление социального педагога школы
Родительское собрание в 7-м классе
по теме: "Подростковый возраст и его психологические особенности"

Выступление социального педагога школы:
                                 «Основные особенности подросткового возраста»
Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.
     К 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы “застревать” в положении “обиженного”, “непонятого”, искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.
Теснейшая эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие с жаждой признания среди сверстников, что тоже становится причиной невротических реакций. Возникает желание изменить свое состояние, приняв “что-либо” для быстрого улучшения настроения. Все это очень опасные предпосылки, которые нельзя оставлять без внимания.
Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость.
     Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно “воспитывают”, критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.
      Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием — мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто именно о нем.
От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складывается ощущение: “со мной все в порядке”, “я — хороший”. А от сигналов осуждения, неудовольствия, критики — ощущение: “со мной что-то не так”, “я плохой”. Наказание, а тем более самонаказание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастливости. В результате подросток, в конце концов, может прийти к выводу: “Плохой, ну и пусть! И буду плохим!” Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности.
Самооценка подростка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка подростка во многом зависит от понимания родителями его достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов, похвал взрослых. Самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот, кто уважает и ценит себя, как правило, хорошо или отлично учится и хорошо себя ведёт.

Влияние улицы на поведение детей.

      Не секрет, что уличные компании, как правило, пагубно влияют на подростков. Во-первых, дети в таких группах безнадзорны, связаны друг с другом ограниченными, поверхностными отношениями, которые формируют недостойный стиль поведения. Во-вторых, дети воспитанные, из хороших семей, общаясь с ребятами, пользующимися дурной славой, перенимают их стиль поведения, склоняются к их нормам и ценностям.
Если подростки проводят много времени на улице, в компании случайных людей, они привыкают к такому времяпрепровождению и начинают получать удовольствие от такой "свободы" и такого "общения". Ведь за ними никто не следит и никто не знает, как они себя ведут. Подростки привыкают бездельничать дома и в школе, не задумываются о своем будущем. В дальнейшем такие дети будут следовать только своим желаниям, избегая родительского воспитания и указаний учителей.
       Ребенок не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться из-под опеки на улицу. Для этого взрослые должны поощрять домашние занятия и игры своего ребенка, мириться с шумом и беспокойством, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно распланировать время ребенка, обеспечить его развлечениями и организовать ему досуг. Родители должны избегать приказного тона, грубых выражений в разговоре, чтобы у подростка не формировалось чувство обиды на взрослых, и он не рвался из-под их контроля..
        Родителям необходимо интересоваться, с кем общается их ребенок, знать имена и интересы его друзей. Взрослые должны вести с подрастающим ребенком беседы о вредных последствиях дурных компаний, помогать ему, разбираться в людях и их поступках.

Деловая и игра с родителями.

Классный руководитель предлагает родителям распределиться на три команды (с помощью разноцветных жетонов). В течение 5 минут они готовят решение, как выйти из  сложившейся ситуации, связанной с проблемами, обусловленными особенностями подросткового возраста

Ситуация 1.  Ребенок, всегда равнодушно относившийся к одежде, которую ему покупали родители, вдруг начал капризничать и отказываться   носить одежду старших братьев и сестер, обижается, если родители остаются непреклонны и считают, что он  мал для покупок хороших и дорогих вещей…

Ситуация 2.  Девочка пользуется успехом у мальчиков класса, каждый стирается  пригласить ее к себе на день рождения, в кругу семьи девочка презрительно отзывается о сверстницах, называя их недоразвитыми и неинтересными для мальчиков…

Ситуация 3. Девочка абсолютная неполная, отказывается от пищи,  переживает по поводу своей фигуры, становится агрессивной и грубой, не слушает никаких доводов родителей. На  аргументы родителей приводит свои: у нас в классе все девочки худеют…

Каждая команда предлагает свое решение, затем соперники предлагают свои ва­рианты решения. Сделать это можно по кругу от команды к команде. Затем предлагаю правильные пути решения этих ситуаций:

1)     необходимо выслушать ребенка и объяснить, что не надо копировать внешность и поведение других подростков. Сказать, что каждый человек индивидуален. А те вещи, которые покупают родители ни чуть не плохие, а модные. Не каждая дорогая вещь красиво смотрится и подходит человеку.

2)     родителям следует сказать дочери, что она не имеет права так отзываться о других людях, оскорблять,  тем более об одноклассницах. Нужно объяснить, что каждый человек развивается неравномерно, кто-то раньше, кто-то позже. Придет время, и они будут интересны мальчикам.

3)     маме нужно серьезно поговорить с дочерью. Мама должна рассказать о том, что в подростковом возрасте нельзя садится на диету, т.к. их организм растет, то он нуждается в сбалансированном питании, а иначе будет нарушение работы в организме и в итоге появление различных заболеваний.


Деловая и игра с родителями.

Классный руководитель предлагает родителям распределиться на три команды (с помощью разноцветных жетонов). В течение 5 минут они готовят решение, как выйти из  сложившейся ситуации, связанной с проблемами, обусловленными особенностями подросткового возраста

Ситуация 1.  Ребенок, всегда равнодушно относившийся к одежде, которую ему покупали родители, вдруг начал капризничать и отказываться   носить одежду старших братьев и сестер, обижается, если родители остаются непреклонны и считают, что он  мал для покупок хороших и дорогих вещей…
 Ситуация 2.  Девочка пользуется успехом у мальчиков класса, каждый стирается  пригласить ее к себе на день рождения, в кругу семьи девочка презрительно отзывается о сверстницах, называя их недоразвитыми и неинтересными для мальчиков…
Ситуация 3. Девочка абсолютная неполная, отказывается от пищи,  переживает по поводу своей фигуры, становится агрессивной и грубой, не слушает никаких доводов родителей. На  аргументы родителей приводит свои: у нас в классе все девочки худеют…

Каждая команда предлагает свое решение, затем соперники предлагают свои ва­рианты решения. Сделать это можно по кругу от команды к команде. Затем предлагаю правильные пути решения этих ситуаций:
4)     необходимо выслушать ребенка и объяснить, что не надо копировать внешность и поведение других подростков. Сказать, что каждый человек индивидуален. А те вещи, которые покупают родители ни чуть не плохие, а модные. Не каждая дорогая вещь красиво смотрится и подходит человеку.

5)     родителям следует сказать дочери, что она не имеет права так отзываться о других людях, оскорблять,  тем более об одноклассницах. Нужно объяснить, что каждый человек развивается неравномерно, кто-то раньше, кто-то позже. Придет время, и они будут интересны мальчикам.

6)     маме нужно серьезно поговорить с дочерью. Мама должна рассказать о том, что в подростковом возрасте нельзя садится на диету, т.к. их организм растет, то он нуждается в сбалансированном питании, а иначе будет нарушение работы в организме и в итоге появление различных заболеваний.

3.     Презентация
Правила поведения в ранней ситуации,
чтобы избежать конфликтов в общении с подростком?
1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание — это стремление выйти из-под вашей опеки.
2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.
6. Будьте тверды и последовательны. Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.
        
Заключительная часть собрания:

Советы родителям:
      Используйте  в  жизни  своей  семьи  следующие  правила!

1. Если ребенок сообщил Вам о своих неприятностях, не стоит хвататься за сердце, кричать, плакать и обвинять его. Иначе в следующий раз Ваш ребенок, как следует подумает, прежде чем сказать правду. Ведь ему не нужны лишние проблемы, и он не хочет стать причиной Ваших страданий

2.   Принимайте ребенка таким, какой он есть, ведь он нуждается не в критике, а прежде всего - в понимании и сочувствии.

3. Выслушивайте ребенка. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребенка, не вступая с ним в спор.

4. Умейте поставить себя на место своего ребенка. Подростку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался, поэтому относитесь к его проблемам серьезно.

5.  Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Идеальных детей не бывает. Иначе он будет рассказывать только то, что хотят услышать родители.

6. Старайтесь не унывать, сталкиваясь с проблемой. Глядя на то, как Вы решаете свои проблемы, ваш ребенок  будет учиться не паниковать  в трудной ситуации.

7.    Развивайте здоровое чувство юмора в себе и в своем ребенке. Часто именно юмор спасает нас от стресса.

8.  Учитесь радоваться своим и чужим победам и учите этому своего ребенка.

9. Старайтесь говорить правду своим детям. Если ребенок часто уличает Вас во лжи, с какой стати он сам станет говорить Вам правду?  











Приложения:
В процессе подготовки собрания  учащимся была предложена анкета, состоящая из двух частей.
   Анкета для учащихся.  
      1. В последнее время тебе больше нравится проводить время:
А. В кругу своей семьи          Б. С друзьями       В. В одиночестве
2. Изменения твоей внешности, роста и веса:
А. Радуют        Б. Огорчают             В. Раздражают и злят.
3. Тебе больше всего хотелось бы быть:
А. Умным          Б. Красивым       В. Общительным
4. Если бы ты был в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это:
А. Радовало           Б. Огорчало            В. Безразлично
5. Если бы ты привлекал внимание противоположного пола, то тебя бы это:
А. Радовало            Б. Огорчало           В. Безразлично
6. Подростковый возраст- это…
7. Имя твоей лучшей подруги (друга)                  
8. Твой любимый телевизионный канал
9. Твой любимый цвет                                
10.Какую книгу ты читал (а) в последнее время?
1).   Знают ли родители твоих друзей?                                                    
2). Проводите ли вы совместные праздники?
3). Знаешь ли ты друзей своих родителей?
4). Любишь ли ты одиночество?
5). Нравится ли тебе присутствие родителей на детском празднике?
6). Часто ли ты беседуешь по душам с родителем?
7). Ты предпочитаешь всё делать сам или обратиться за помощью?
8).  Комфортно ли тебе в школе?
9). Ты предпочитаешь отдых с семьёй, в одиночку или с друзьями?
10). Как относятся родители к твоему мнению?
Непосредственно на собрании родители также ответили на вопросы анкеты.

Анкета для родителей.
1). Знаете ли вы друзей своего ребёнка?
2). Проводите ли вы совместные праздники с детьми?
3). Знают ли дети ваших друзей?
4). Любите ли вы одиночество или предпочитаете общение с разными людьми?
5). Считаете ли вы обязательным присутствие взрослых на детском празднике?
6). Часто ли вы беседуете по душам с детьми?
7). Самостоятелен ли ваш ребёнок или он предпочитает обратиться за помощью?
8). Комфортно ли вашему ребёнку в школе?
9). Вы предпочитаете отдых всей семьёй (с детьми) или в одиночку?
10). Как вы относитесь к мнению своего ребёнка? Важно ли оно для вас?

Картотека игр на развитие речевого дыхания.


«Подбери по цвету»

Цель: Учить детей слитно произносить фразу из двух- трех слов.
Оборудование:  картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета
Ход игры: Детям раздают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая  кубик,  воспитатель говорит:
Инструкция: У кого картинки такого же цвета, как кубик, подойдите сюда.
Дети выходят, показывают свои картинки, называют их («Красная машина», «Красный шар» и т. д.) и складывает этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки в кубики.

 «Пой со мной!»

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".
Инструкция: Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.

Инструкция: Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!
Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе. Инструкция: Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.


«Сдуй шарик»


Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф. 
 Ход игры: предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны - получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой - шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи - шарик сдулся.

Инструкция: Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны - вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.
  
«Змейка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш. 


Ход игры: предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
Инструкция: Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: "Ш-Ш-Ш!"
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.


«Рыбка»

 Цель: формированию диафрагмального дыхания  из положения лежа
Оборудование: мягкая игрушка рыбка
Ход игры: Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.
Задание можно выполнять под стихотворение
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывет по мне.
  
«Бегемотик»

Цель: формированию диафрагмального дыхания  из положения лежа
Ход игры: работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно. Говорим ребенку: «Положи ладонь на живот и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох и опускается, когда делаешь выдох. Можно сопровождать рифмой:
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
  
«Бегемотики»

Цель: формированию диафрагмального дыхания  из положения сидя
Ход игры:Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно.

Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается,
То животик опускается.


«Горячий чай»


Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование: стаканчики из цветного картона.

Ход игры:  детям выдаются картонные стаканчики и предлагается подуть, чтобы остудить чай.

Инструкция: Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю! 


«Вьюга»

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Оборудование: Сюжетная картинка "Вьюга".

Ход игры: Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер.
По сигналу воспитателя "Вьюга начинается" тихо говорят: у-у-у...; по сигналу "Вьюга кончается" говорят тише; по сигналу "Вьюга закончилась" замолкают.
Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2—3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх — дети говорят громче, плавное движение руки вниз — дети говорят тише.


«Поиграем в сказку»

Цель: Развитие силы голоса

Оборудование: игрушки три медведь

Ход игры:Взрослый  предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:
         - Кто сидел на моем стуле?
         - Кто ел из моей чашки?
         - Кто спал в моей постели?
         - Кто же был в нашем доме? И т.п. 


«Эхо»

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Ход игры: Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая тихо отзывается: а.
Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания аууаиаио и т. д

 «Ракета»

Цель: развить у детей умение изменять высоту голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры: Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начинают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяжно произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.

 «Дует ветер»

Цель: Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

Оборудование: 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.

Ход игры: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит:

Инструкция: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)».
Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит:

Инструкция: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.

 «Волшебные картинки»

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование: картинка с приклеенным дождиком

Ход игры: ребенку предлагается подуть на картинку, чтобы «дождик» поднялся и стал виден рисунок

 «Расскажи по-разному»

Цель: развитие умения владеть своим голосом, изменяя его интонацию в зависимости от задания.

Оборудование: карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом (громко), с пальчиком около рта (тихо)
Ход игры: Детям нужно быть внимательными и вовремя менять интонацию голоса при рассказывании:
ВЕСЕЛО - ГРУСТНО - ГРОМКО - ТИХО - БЫСТРО - МЕДЛЕННО
Взрослый показывает детям картинку на которой изображена улыбка и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если дети видят грустное лицо - рассказывают грустно и так далее. Карточки педагог меняет по своему усмотрению.
Снежинки
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю.
Но где же снежинка? В ладошке вода!
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи…
Как видно, ладошки мои горячи.
  
«Кто это сказал?»

Цель: развитие умения находить мимическое выражение в соответствие с интонированной фразой.

Оборудование: карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом (громко), с пальчиком около рта (тихо)

Ход игры: По интонированной фразе дети находят соответствующее мимическое выражение среди предложенных картинок.
  

«Мимический кубик»


Цель:  развитие умения владеть своим голосом, изменяя его интонацию в зависимости от задания

Оборудование: кубик с изображением эмоций

Ход игры: Дети повторяют предложенную или самостоятельно составленную фразу с выпавшей на кубике или заданной педагогом интонацией.
  

«Разговор в корзинке»


Цель: развитие умения владеть своим голосом, изменяя его интонацию в зависимости от задания

Оборудование: «браслет» с изображением овоща или фрукта с каким-либо мимическим выражением

Ход игры: Дети надевают на руку «браслет» с изображением овоща или фрукта с каким-либо мимическим выражением и с помощью мимики и интонации передают разговор, соответствующий заданному эмоциональному состоянию.

«Сломанный телевизор»


Цель:  развитие умения владеть своим голосом, изменяя его интонацию в зависимости от задания
Оборудование: предметные или сюжетные картинки

Ход игры: Дети составляют предложение или рассказ по предметной или сюжетной картинке, передавая заданное эмоциональное состояние.


«Соревнование лыжников»

Цель:  развитие правильного речевого дыхания

Оборудование: Фигурки лыжников

Ход игры: Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу).

  
«Мыльные пузыри»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.
Оборудование: мыльные пузыри
Ход игры: Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.

«Чей кубик поднимется выше?»

Цель: развивать диафрагмальное дыхание.
Оборудовние: легкий пластмассовый кубик
Ход игры: Дети лежат на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через нос, а взрослый смотрит, чей кубик поднимется выше.

 «Катись, карандаш!»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью. 

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше. 


«Погрей руки».

Цель: развитие плавного ротового выдоха
Ход игры:  ребенку предлагается согреть руки. Ребенок вдыхает через нос и дуют на «озябшие» руки.
Инструкция: Наши ручки замерзли, давай согреем их

«Большой и маленький»

Цель: развитие силы голоса.

Ход игры: ребенок голосом изображает, как лает большая собака и как ей отвечает маленький щенок.
Инструкция: Давайте представим, что мы с вами собачки. Когда я буду тихо хлопать в ладоши, вы будите тихо лаять, а  когда буду громко хлопать вы будите громко лаять.
  
«Далеко и близко»

Цель: развитие силы голоса.

Ход игры: ребенок говорит то тихим голосом, то громким, а другие дети отгадывают, где он: далеко или близко.
Инструкция: Ребята, Катя будет говорить то громким, то тихим голосом, а мы должны с вами отгадать близко она или далеко. Если она говорит громко, то значит она близко. Если она говорит тихо, то значит она далеко.

  
«Кто как кричит?»

Цель: Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Оборудование: фланелеграф, картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок:

Инструкция: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пи щит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голо сом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)
Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:
«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)
А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел».

Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу».
Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.

«Дирижёр»

Цель: Развития умения соотносить движения и высоту голоса
Ход игры: Предлагается пропевать гласные звуки, обозначая высоту голоса движением руки: рука вверх поднята – поём высоким голосом, рука опущена вниз – поём низким голосом.
Сначала взрослый проводит данную игру, а затем и детям предлагается побыть в роли дирижёра.

«Успокой куклу»

Цель: Развитие тембра голоса.
Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы.
Инструкция:  «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте».
Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а.

«Волк и семеро козлят»

Цель: Развитие высоты голоса и выразительности. Совершенствование фразовой речи.

Оборудование: Маски животных.

Ход игры: Дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк — сначала грубым, низким голосом, а потом более высоким.

«Клоун»

Цель: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса.

Ход игры: Предложите детям поиграть в клоуна, который изображает различных животных и предметы. Каждый ребенок по очереди становиться клоуном и изображает звуки, которые издает какое-нибудь животное. Остальные дети должны угадать это животное и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить животное или предмет. Начинать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изо¬бражать животное или предмет. Можно предложить детям изобразить вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, вой ветра, паровозный гудок, лопающиеся пузыри, крик вороны, кукушки и т. д.

«Назови, из какого королевства».

Цель. Учить детей определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.

Оборудование: Картонные силуэты «королей» разного цвета с различными эмоциями.

Ход игры: Педагог произносит фразу с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.), а дети по голосу педагога определяют эмоциональную окраску и подбирают соответствующую фигурку короля.
  
"Качели"

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

Ход игры: Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
 Крепче ты, дружок, держись.

  «Медведь и елка»

Цель: Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.

Оборудование: Маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.).

Ход игры. Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:
Волк. Ты куда идешь, медведь?
Медведь. В город, елку приглядеть.
Волк. Да на что тебе она?
Медведь. Новый год встречать пора.
Волк. Где поставишь ты ее ?
Медведь. В лес возьму, в свое жилье.
Волк. Что ж не вырубил в лесу?
Медведь. Жалко, лучше принесу.
Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.