Страницы

Инерция. Взаимодействие тел. 7 класс


Цели урока : дать определение явления инерции, показать случаи проявления ее в быту и технике; раскрыть физическую сущность процесса взаимодействия двух тел..
Задачи урока:
- анилизируя различные виды движения, выяснить причину такого различия, раскрыть суть движения по инерции, необходимость учета этого явления при обеспечении безопасности жвижения на дорогах;
-сформировать умение различать взаимодействия и характеризовать их,
-развивать логическое мышление учеников, умения анализировать, формировать научное мировоззрение.
Оборудование: тележка, деревянный брусочек, теннисный шарик, стальной шарик, магнит, машинка, проектор.
ХОД УРОКА
1.      Актуализация опорных знаний
Вопрос к классу:
·         Что называют механическим движением?
·         Какие виды движения вы знаете?
·         Какие из них чаще всего встречаются в природе, в технике?
1.      Изучение нового материала.
Рассмотрев различные примеры движения, познакомившись с различными видами движения, мы обнаруживаем, что одни тела находятся в покое, другие движутся равномерно, а есть тела, которые движутся, постоянно изменяя скорость.
Давайте попоробуем сегодня на уроке найти и понять причину различных видов движения. Нам помогут наши наблюдения, опыт и внимание.
Вопрос к классу :
1) Тело находится в покое. Приведите примеры таких тел..
- Может ли тело само по себе изменить свою скорость?
Демонстрация: 1) на столе лежит теннисный шарик. Предложите, как можно вывести его из состояния покоя? (толкнуть, подуть).
2) на столе лежит стальной шарик (его можно толкнуть, поднести магнит).
Вывод (уч-ся формулируют и записывают в тетрадь):
·         тело трогается с места, если на него действуют другие тела;
·         тело находится в покое, если на него не действуют другие тела.
2) Скорость – векторная величина. То есть имеет направление.
·         Може тли тело само изменить направление свого движения?
Обсуждение, после чего демонстрация ( http://files.school-collection.edu.ru)


Вывод (уч-ся формулируют и записывают в тетрадь):
-направление движения изменяется, если на тело действуют другие тела.
Назовите причину: мячик ударился об стенку и отскочил назад, человек прыгает на батуте.

3)При движении тело может изменить скорость. Найдем причину.
Демонстрация: машинка едет по столу.
Как можно изменить ее скорость? Поставим препятствие, машинка остановится.
Вывод (уч-ся формулируют и записывают в тетрадь): действие одного тела на другое приводит к изменению скорости.
Демонстрация(http://files.school-collection.edu.ru)


При обсуждении опыта делается вывод: если на тело не действуют другие тела, то тело движется, сохраняя скорость.
Движущиеся тела стремятся продолжить движение, а неподвижные тела стремятся сохранить неподвижность.
Явление сохранения скорости называется ИНЕРЦИЯ (записать определение в тетрадь)
·         Знакомы ли вам примеры движения по инерции?
А) движение вала станка после его отключения;
Б) прыжки в длину или через яму;
В) остановка при беге на финише.
Демонстрация: тележка, деревянный брусочек. Брусочек падает назад, когда тележка трогается с места. Учащиеся пытаются объяснить увиденное.
(Тело сохраняет свою скорость 0 м/с. Вместе в тележкой в движение приходит нижняя часть тела, а верхняя не успевает набрать скорость).
Явление инерции имеет больщую роль при обеспечении безопасности движения.
А) отклонение пассажиров в транспорте при езде;
Б) ремни безопасности;
В) тормозной путь автомобиля.
Демонстрация: (http://files.school-collection.edu.ru)

Опыты доказывают, что действие одного тела на другое никогда не бывает односторонним. В природе существует лишь взаимодействие.

Задание: Прочитать параграф и объяснить на примерах понятие «взаимодействие тел».
Демонстрация:( http://files.school-collection.edu.ru) Учащиеся, прочитав параграф 18, по рисунку на экране рассказывают опыт по взаимодействию тел.. Затем опыт демонстрируется.
  
Тележки действуют друг на друга. У обеих тележек изменяется скорость. В этом суть взаимодействия.
1.      Закрепление нового материала

Вопрос к классу :
·         Может ли велосипедист ехать и не крутить педали?
·         Почему нельзя перебегать улицу перед быстро идущим транспортом?
·         Може тли при ДТП один автомобиль пострадать, а другой нет?
·         Могут ли два физических тела взаимодействовать, если они не сталкиваются непосредственно друг с другом? Приведите примеры.
·         Почему при выстреле из орудия само орудие отъезжает назад?
·         Пассажиры автобуса почувствовали, что их клонит к левой стенке салона. Как двигался в этот момент автобус?

1.      Подведение итогов урока.
Мы на уроке пытались выяснить причину изменения или неизменения скорости тел. Могли бы вы одним предложением сформулировать ее?
1.      Домашнее задание

§18, 19
Творческое задание(написать небольшие рассуждения): Что было бы с телами, если вдруг исчезли бы все взаимодействия?